Четверг, 2017-12-14, 4:03:18
антиквариат антикварные книги
предметы искусства
НачалоРегистрация Вход
Вы вошли как "Гость"
Меню сайта
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Форма входа
Логин:
Пароль:

 

Главная » 2009 » Сентябрь » 21 » Цветы в вазе и на вазе. Клуазоне в действии!Обзор декоративно-прикладного антиквариата


Цветы в вазе и на вазе. Клуазоне в действии!Обзор декоративно-прикладного антиквариата
10:12:30
Цветы в вазе и на вазе. Клуазоне в действии!

Обзор декоративно-прикладного антиквариата

июль 2009

На ценниках в антикварных лавочках можно часто видеть такое описание товара: "Ваза малая. Клуазоне, металл, перегородчатая эмаль. Китай". При этом то, из чего и как сделан этот предмет, не всегда понятно…

Рассеем некоторые мифы. Клуазоне - это и есть "перегородчатая эмаль", традиционное прикладное искусство Китая XV - первой трети XX века. Сначала отвергнутые китайскими знатоками за неэстетичные яркие металлические цвета, изделия в технике "клуазоне" стали использоваться в XV веке в качестве предметов обихода царского двора и ритуальных предметов в храмах.

Позже эта техника стала широко известна, и вазы, чаши, банки, блюдца и прочие сосуды и утварь стали украшать, покрывая их разноцветной сеткой узорного клуазоне с изображением традиционных драконов, грифонов, пионов, розанов, цветущих ветвей кустарников и т.п.

В коллекции Антикварного OZON.ru есть несколько десятков предметов клуазоне восточного производства. Прежде всего, это декоративные сосуды: вазы парные и одиночные, часто их помещали с декоративными целями на резные деревянные подставки (например, как эти: "Вазы парные. Клуазоне, металл. Китай, середина ХХ века". Также, это чашки, чайники, блюдца, пепельницы и всевозможные банки (и вазы с крышками) для хранения сыпучих продуктов (чаще всего - для резаного листового чая). Металлические сосуды хорошо предохраняют содержимое их от влаги, и красиво смотрятся даже на современной кухне.

Вазы для цветов и сами по себе являются украшением: яркие, блестящие, несущие многообразные восточные узоры, они подойдут к любому интерьеру, - таково свойство этих изделий. А если еще поставить туда букет цветов - он волшебным образом преобразится: ваза не "забьет" натуральные краски букета, но подчеркнет его утонченность.

Рассмотрим поближе рисунок на восточной вазе, выполненный в технике "клуазоне". Возьмем, к примеру, "Вазы парные на подставках (металл, клуазоне) Китай, середина ХХ века". В орнаменте, украшающем эти вазы, отражен привычный для восточного человека символ богатства - пион.

Символами хорошей жизни в Китае считаются высокое положение в обществе, крепкое здоровье, обеспеченность, наличие верных друзей. Для каждого из перечисленных благ существуют в китайской культуре свои символы, и они часто изображались на вазах - традиция эта сложилась еще в древности.

Изображения львов, слонов и драконов, например, - символы власти и силы, созерцание их позволяет возвыситься над другими людьми. "Птичьи" и "рыбные" орнаменты, с изображением фигурок сорок, орлов, уток, скворцов, воробьев - и карпов, например, - символизируют верность и любовь, созерцание их также способствует обогащению.

Изображенные на вазах цветы и растения также символичны. Цветок лотоса, например, столь популярный в буддизме, обозначает чистоту помыслов и благородство; хризантема - символ любви и верности, пионы обозначают богатство, бамбук - символ внутренней силы и воли человека, а цветы сливы - символ благополучия и удачи… Чуть ли не каждое изображение на китайской вазе, связанное с растительным или животным миром, имеет свое значение и толкование. На протяжении многих тысячелетий китайские поэты вдохновлялись этими овеществленными символами, китайские художники и мастера изображали их на гравюрах и на произведениях декоративно-прикладного искусства, таких, как, например, традиционные вазы в технике клуазоне.

Производили эти предметы так: на медную или бронзовую (а позже и латунную) основу сосуда сверху напаивалась тонкая сетка металлических полосок. Если приглядеться к поверхности - можно вполне увидеть эту сетку, похоже на сплющенную светло-желтую или серебристую проволоку.

Ячейки этой сетки (примерно 2х3 мм) были неправильной формы, похожи на ячейки рыболовной сети: круглые стенки, заостренные уголки и т.п. - форма сетки зависела от фантазии мастера.

Готовые ячейки наполнялись цветными эмалевыми пастами в соответствии с желаемым рисунком. Сосуд помещался в специальную печь для обжига, где стеклянистая масса эмалевой пасты полностью расплывалась в ячейках. Поверхность сосуда после такой печи была неровной (краска плавилась и застывала "волнами"); и ее зашлифовывали до полной гладкости и блеска вровень с краями металлической сетки.

Полоски металла - перегородки - на дорогих сосудах после могли покрыть позолотой.

Вообще-то говоря, искусство перегородчатой эмали не является исключительно восточным. Как техника она находится где-то между искусством витража и мозаики. Разница в том, что в мозаике чаще всего использовали цветные кусочки смальты, а в клуазоне - расплавленный порошок той же смальты, называемый эмалевой пастой. В Древней Руси, например, широко распространены были женские бусы, серьги, подвески, выполненные в подобной технике. Можно найти много образцов подобных работ в книге "Перегородчатые эмали Древней Руси"; увидеть их в оригинале в музеях истории русского и славянского народного быта и искусства.

Если вы интересуетесь историей клуазоне или хотите датировать какое-то произведение по характеру изображения, технике и т.п. - можно найти много полезной и интересной информации о коллекционировании и изучении китайских перегородчатых эмалей и принципах их определения в книге "Китайские перегородчатые эмали 15 - первой трети 20 века". Здесь написано о разных этапах эмалевого производства, анализе их технических и художественных особенностей. Множество иллюстраций с изображением предметов разного времени содержатся непосредственно в тексте каталога. В самостоятельные группы выделены произведения XV-XVII веков, созданные в годы династии Мин (1368-1644) и переходного периода (1620-1693); эмали XVIII века; произведения XIX века и первой трети XX века - времени господства маньчжурской династии Цин (1644-1911) и двух последующих десятилетий. В рамках каждого хронологического раздела вещи сгруппированы в зависимости от сходства в формах и характере декора. Исследование коллекции и сопоставление находящихся в ней эмалей с опубликованными произведениями из других собраний позволяют проследить эволюцию этого вида китайского декоративно-прикладного искусства в целом.

 

Вазы парные (Клуазоне, металл - Китай, середина ХХ века)
Вазы парные (Клуазоне, металл - Китай, середина ХХ века)

Вазы парные. Металл, клуазоне. Китай, середина ХХ века
Вазы парные. Металл, клуазоне. Китай, середина ХХ века

Вазы парные на подставках (металл, клуазоне) Китай, середина ХХ века
Вазы парные на подставках (металл, клуазоне) Китай, середина ХХ века

Ваза "Примулы" (Латунь, клуазоне) Восток, первая половина ХХ века
Ваза "Примулы" (Латунь, клуазоне) Восток, первая половина ХХ века

Вазочка "Дракон" (Латунь, клуазоне - Восток, первая половина ХХ века)
Вазочка "Дракон" (Латунь, клуазоне - Восток, первая половина ХХ века)

Банка (Металл, клуазоне) Китай, вторая половина XIX века
Банка (Металл, клуазоне) Китай, вторая половина XIX века

Банка (Металл, эмаль, клуазоне - Китай, первая половина ХХ века)
Банка (Металл, эмаль, клуазоне - Китай, первая половина ХХ века)

Декоративная щеточка для букетов (металл, клуазоне) СССР, середина ХХ века
Декоративная щеточка для букетов (металл, клуазоне) СССР, середина ХХ века

Блюдце (Латунь, клуазоне - Восток, средина ХХ века)
Блюдце (Латунь, клуазоне - Восток, средина ХХ века)

Яйцо (Металл, клуазоне - Китай, середина ХХ века)
Яйцо (Металл, клуазоне - Китай, середина ХХ века

Мария Ерёмина

Просмотров: 2466 | Добавил: antiqueshop
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

http://antiquark.ru/ © 2009Конструктор сайтов - uCoz
Rambler's Top100